Перейти к основному содержанию

Газета "Выборг"

пятница, 20 сентябрь, 2024

В нашем городе завершился международный театральный форум
308

До встречи через два года!

Практически неделю Выборг оставался кукольным театральным центром России. В нашем городе проходил очередной, уже IV международный фестиваль «Балтийский кукловорот». Как заметила член экспертного жюри, театровед Анна КОНСТАНТИНОВА, «на «Кукловорот» всегда приезжаешь с радостью, а уезжаешь с грустью». Под этими словами могут подписаться все участники и гости выборгского творческого смотра.

 Китайский триумф

Фестивальная неделя была насыщена конкурсными просмотрами, обсуждениями, общением коллег по кукольному цеху. Очень интересной оказалась и клубная программа, завершившаяся накануне закрытия форума показом спектакля «Винни-Пух и все-все-все» театра драмы и кукол «Святая крепость». Зрители оценили постановку дружными аплодисментами. Накануне настоящим фурором стал показ работы «Путь в тысячу миль» Шэньчжэньского театра кукольного искусства. Там были не просто аплодисменты, а настоящие овации. Даже только по реакции зала можно было смело предположить, что именно гости из Китая заберут Гран-при. Мнение зрителей и жюри совпало на сто процентов. Объявление победителя зал снова встретил криками «браво!» и рукоплесканиями.

– Это уникальный спектакль! Прекрасный китайский актёр дал нам возможность словно вернуться в профессию, а постановка стала буквально символом кукольников, – говорит режиссёр и продюсер, член секретариата Союза театральных деятелей России Давид БУРМАН– Очень интересные работы показали и другие иностранные гости. Мексиканский «Театр тысячи лиц» удивил своей историей: воспоминания об усопших через скелеты, но получилось неожиданно, задорно и поучительно. Спектакль «Орёл» иранского театра «Базисазан» создан из короткого отрывка повести «Капитанская дочка» Пушкина. И отечественные коллективы порадовали разноплановыми постановками, так что жюри пришлось потрудиться, выбирая номинантов. Замечу, что мы не даём оценку, а являемся своего рода профессиональными зрителями. И в заключение хочу сказать: берегите театр «Святая крепость»! Он сохраняет атмосферу исторического города.

 Влюбились в Выборг навсегда!

Гости из Шэньчжэньского театра впервые приехали в Россию. В Выборге им понравилось абсолютно всё: «Святая крепость», общение, старинные кварталы, неповторимая архитектура, гостеприимство и радушие жителей. Ма Юань, являющийся автором пьесы и режиссёром спектакля, получившего Гран-при, назвал наш фестиваль «чистым». Под этим Ма Юань подразумевает и объективность работы жюри, и дружелюбное отношение российских коллег, и возможность повысить свой профессиональный уровень. Несомненно, успех «Пути в тысячу миль» во многом объясняется потрясающим мастерством актера Хун Цзиндяо. Он виртуозно обходится и с перчаточными, и с тростяными, и с теневыми куклами, а марионетки, особенно сложные в управлении, в его руках просто оживают. Лицедей относится к ним, как к полноправным партнёрам по сцене, и это единение вызывает восторг и у профессионалов театра, и у рядовых зрителей. Кстати, артист сам вручную изготовил каждую марионетку, поэтому его трепетное отношение к ним не удивляет.

Победители фестиваля в номинациях:

* «Лучшее воплощение режиссёрской концепции»: Мария ОВЧАРЕНКО и Александр МУДРЯК в спектакле «Старосветские помещики», режиссёр Виктор РЯБОВ, театр кукол «Котофей», Москва, Россия.

* «Лучшая работа актёра»: Насер АВИЖЕ за роль Самими в спектакле «Орёл», режиссёр Насер Авиже, театр «Базисазан», Тегеран, Иран.

* «Лучший актёрский дуэт»: Елена и Владимир МОРГАЧЁВЫ в спектакле «Молитва о Томасине», режиссёр Владимир Моргачёв, театр кукол «Шутик», Москва.

* «Лучшая работа актрисы»: Мария СТОРОЖЕВА за роли в спектакле «Холодное сердце», режиссёр Вадим Смирнов, Кстовский театр кукол, Кстово.

* «Лучшее художественное решение»: Анна КОВАЛЁВА и Любовь КРЮЧКОВА, художники спектакля «Я – дракон», режиссёр Юлия МОРЕВА, театр кукол «Без занавеса», Санкт-Петербург.

*  «Особый приз жюри»: спектакль «Горький. Детство», режиссёр Сергей МАВРИН, театр кукол «Мабу», Нижний Новгород, Россия.

 Приехали к друзьям

Среди участников фестиваля было немало тех, кто приехал в Выборг не впервые. Например, в позапрошлом году Оренбургский государственный областной театр кукол привёз камерный спектакль «Небольшая история», который, что логично, показали на малой сцене. Нынче оренбуржцы уже на основной сцене «Святой крепости» продемонстрировали свою версию булгаковской «Зойкиной квартиры». Это, можно сказать, эксперимент: до того ни один кукольный театр России не осмеливался брать в работу драматургию Михаила Афанасьевича. Однако творческая дерзость этому коллективу присуща. Ещё в 60-х годах прошлого века именно на оренбургской сцене прошла премьера «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Опыт вызвал неподдельный восторг у великого кукольника Сергея Образцова, основателя Центрального государственного академического театра кукол, признанного во всём мире. Сергей Владимирович до того полагал, что Экзюпери и театр кукол совместить нереально.

Главный режиссёр оренбуржцев заслуженный артист России Вадим СМИРНОВ рад очередному посещению Выборга. Ведь кроме творчества это еще и общение с друзьями, сокурсниками по Нижегородскому театральному училищу. В выборгском театре работает несколько нижегородских выпускников, а Антон КОСОЛАПОВ является учеником режиссера.

– «Балтийский кукловорот» полезен и интересен. Всегда любопытно узнать мнение коллег, поговорить о достижениях или просчётах, порадоваться или огорчиться. Бытует шаблонное мнение, что кукольный театр предназначен исключительно для детей. Конечно, это не так. Мы представляем синтез разных видов искусств, а когда видишь хорошую работу другого кукольного театра, то и сам радуешься, словно ребёнок, – рассказывает режиссёр.

 Раздумья о нужности профессии актёра

Возможно, самым интересным номером клубной программы фестиваля стал моноспектакль «Театр» в исполнении народного артиста России Григория ГОЛЬДМАНА. Григория Менделевича можно назвать корифеем театра кукол. Он служил в Курске, Нижнем Тагиле, Тюмени, Гомеле, Ставрополе, как приглашённый режиссёр работал над спектаклями во многих других театрах. В 2000-м году выпустил в «Святой крепости» «Машеньку и медведя», свой любимый детский спектакль. Эта постановка и сейчас находится в репертуаре, маленькие зрители идут на неё так же охотно, как и почти четверть века назад. Но Гольдман ещё и превосходный актёр, выступающий с моноспектаклями. Один из них – «Театр» – можно было увидеть на фестивале.

– Давно хотел сыграть в спектакле с классическими монологами. У Юлианы КУКАРНИКОВОЙ есть пьеса «Его величество Актёр». Она совпала с моим мироощущением, с моими размышлениями о роли театра в жизни общества. Ведь, по статистике, лишь три процента населения регулярно посещает театры. Детей приводят родители. А когда дети станут взрослыми, пойдут ли они сами на спектакль? К сожалению, театр постепенно становится немассовым, элитарным искусством, – вздыхает Григорий Гольдман.

Надеемся, настроение ему поднял диплом «За верность профессии», вручённый на церемонии торжественного закрытия фестиваля.   

Спецприз «Симпатия Куки» за спектакль «Радость жизни» режиссёру мексиканского «Театра тысячи лиц» Фернандо ГУРРОЛА вручил художественный руководитель «Святой крепости» Юрий ЛАБЕЦКИЙ. Он выразил уверенность, что у фестиваля впереди светлое будущее, с чем согласились все участники церемонии.

Член жюри, заведующий кафедрой режиссуры театра кукол РГИСИ Николай НАУМОВ видит уникальность выборгского смотра в том, что организаторы отбирают самые разные спектакли, не боясь, что они могут не понравиться зрителям или экспертам. В то же время жюри выступает с позиции не строгого оценщика, а дружелюбного советчика. Прислушаются ли к рекомендациям участники, это уже их дело. На «Балтийском кукловороте», вышедшем за границы Балтики, царит атмосфера добра и творчества. Это – главное. Потому кукольники стремятся приехать в Выборг, и с нетерпением будут ждать следующего фестиваля в 2026 году.

Сергей КАРСАКОВ

Ссылка на источник: https://gazetavyborg.ru/news/kultura/v-nashem-gorode-zavershilsya-mezhdu...