Перейти к основному содержанию

Петербургский театральный журнал

суббота, 1 октября, 2022

С 11 по 17 сентября в Выборге, в Театре драмы и кукол «Святая крепость», состоялся III Международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот», в котором приняли участие кукольники шести стран.

Нынешний фестиваль был посвящен памяти Игоря Всеволодовича Игнатьева (1950–2019), педагога и режиссера, имя которого связано, в первую очередь, с Ленинградским/Санкт-Петербургским Кукольным театром сказки, а также с кукольными театрами Кирова, Вологды, Пензы и Перми. Творческий тандем супругов Игнатьевых, тандем думающего режиссера и тонко чувствующего художника Анны Игнатьевой (1952–2019), немало привнес в культуру детского театра, воспитал не одно поколение поклонников театра кукол и заслужил множество наград и премий. На фестивале прошел вечер памяти Игнатьева, где был показан фильм о творчестве Игоря Всеволодовича и прозвучали воспоминания людей, близких семье режиссера. Также в рамках клубной программы был показан спектакль «Синяя Борода», отмечающий в текущем году свое 35-летие, но ничуть не потускневший и не «замылившийся» за три с половиной десятилетия жизни. Судить об этом можно по восторженным отзывам зрителей и профессионалов театра, присвоивших спектаклю Игнатьева особый приз фестиваля «Балтийский кукловорот», приз главного символа этого театрального форума, крошечного шута и менестреля Куки — «Кукины симпатии».

Сцена из спектакля «Синяя Борода».
Фото — Юрий Шпаков.

 

Спектакли участников конкурсной программы продемонстрировали тягу большинства коллективов к планшетным куклам, камерным формам, совмещению в одном лице режиссера и актера, актера и художника, в редких случаях — единого в трех лицах режиссера-актера-художника, а также к участию в спектакле минимального количества артистов. Такой «эконом-класс» ныне касается не только частных, но и государственных театров. Масштабные спектакли, задействующие множество актеров или требующие большого сценического пространства, на фестивале можно было пересчитать по пальцам: «Саквояж доктора Чехова» Мурманского областного театра кукол, «ГУЛАГ symphonia» петербургского Малого театра кукол, «Любовь и скрипка» Детского театра города Суботице (Сербия) и «Одна абсолютно счастливая деревня» «Бездомного театра» из Великого Новгорода. К списку можно было бы добавить спектакль «Сашины сказки» театра VOKRUG из Петербурга, но с поправкой на то, что этот коллектив свободно работает на самых разных площадках, включая городские, уличные пространства. Прочие спектакли (не считая вошедшую в клубную программу многонаселенную «Волшебную лампу Алладина» «Святой крепости» и Юрия Лабецкого) игрались дуэтами, трио и квартетами, в основном используя камерную площадку театра-хозяина фестиваля. В клубную программу фестиваля вошел еще один спектакль «Святой крепости» — «В поисках Груффало» (режиссер Татьяна Тушина), а также студенческая работа китайского курса Амелы Вученович (факультет театра кукол РГИСИ) — «Влюбленные бабочки» (режиссеры Амела Вученович и Чжан Линфэн, Россия — Китай).

Сцена из спектакля «Саквояж доктора Чехова».
Фото — Юрий Шпаков.

 

Официальные конкурсные награды распределились между четырьмя городами — Москвой, Мурманском, Санкт-Петербургом, Оренбургом, и… двумя странами — Россией и Израилем. В номинации «Лучшая режиссерская концепция спектакля» победила работа режиссера Петра Васильева «Саквояж доктора Чехова» (Мурманский областной театр кукол). В постановке, литературной основой которой стали несколько тонко увязанных между собой рассказов классика, соседствуют люди и планшетные куклы. Их объединяет одна тема: «Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук…». Оказываясь в атмосфере вокзальной откровенности (выдержанной в стилистике модерна благодаря художнику Алевтине Торик), каждый из героев невольно открывает свой чемодан с жизненным багажом — удачами и неудачами, одиночеством и стремлением найти близкого человека, мечтами и реальностью. И оказывается вдруг, что мальчики из одноименного рассказа запросто могут стать в будущем Толстым и Тонким, а доктор Дымов — Чеховым, умудренным знанием людей и собственным печальным личным опытом…

Сцена из спектакля «Сказки про мам».
Фото — Юрий Шпаков.

 

Награду «Лучшая работа актрисы» получила Александра Юдина за несколько ролей в спектакле «Сказки про мам» (режиссер Кирилл Смирнов, Театр «ТриЧетыре», Санкт-Петербург). Три истории, соединенные в постановке, используют выразительные средства как театра объемных кукол, так и театра теней. Это требует от актрисы быстрого перехода из одного образа в другой, владения разными техниками кукловождения, навыков жонгляжа, игры с предметами, а также недюжинной физической подготовки. В первом сказочном сюжете — про забывчивую маму — Юдина невероятно органично существует в громоздком многофункциональном «мамском» костюме, а на протяжении всего спектакля точно выполняет все перестановки многочастной и явно нелегкой декорации наравне со своим партнером по площадке.

Сцена из спектакля «Что случилось с крокодилом».
Фото — Юрий Шпаков.

 

Лучшей работой актера была признана работа Павла Овсянникова, одновременно являющегося и режиссером постановки «Что случилось с крокодилом» Театра кукол «Петроглиф» из Санкт-Петербурга. Главный персонаж Овсянникова — зеленый крокодил, напоминающий всем известного Гену. Планшетная кукла в руках актера способна задумываться, удивляться, пугаться, проявлять нежность по отношению к нежданно вылупившемуся из «крокодильего» яйца цыпленку. Когда же в финале она взмывает над сценой-столом в полете, которому научила папу-крокодила цыпочка-дочка, полет этот явно захватывает как артиста, физическое присутствие которого становится незаметным, так и зрителей, с восторгом внимающих чуду.

Сцена из спектакля «Счастливый принц».
Фото — Юрий Шпаков.

 

Победы в номинации «Лучший актерский дуэт» добился московский театр кукол «Котофей» в лице Марии Овчаренко и Александра Мудряка. Уайльдовский «Счастливый принц» (режиссер Филипп Бородин) визуально решен как подобие оживающего рождественского вертепа, но куклы в нем — ярко выраженные индивидуальности: каждая, даже являющаяся перед зрителем на считанные минуты, обладает «своим» лицом и костюмом. Благодаря слаженной и одухотворенной работе актеров спектакль наполнен подтекстами, юмором, нежностью и чудесами, а унесенные Ласточкой драгоценные камни, украшавшие статую Принца, совершают удивительное путешествие по миниатюрному городу. Неподвижность заглавного героя, занимающего центральное положение в декорации, компенсируется подвижностью и сменяющимися ипостасями тростевой Ласточки, однозначно являющейся посланницей «небесной канцелярии».

Сцена из спектакля «Небольшая история».
Фото — Юрий Шпаков.

 

Лучшей работой художника на «Балтийском кукловороте» была признана работа Вадима Смирнова (он же актер и режиссер) в спектакле «Небольшая история» Оренбургского государственного областного театра кукол. Пронзительная история из жизни фашистской Германии обыденно рассказана дуэтом артистов, одетых по моде 30-х годов прошлого столетия. Ни одной яркой краски: костюмы рассказчиков-кукловодов, огромные бутафорские книги, принимающие в себя кукольных людей и их труд и уравненные таким образом со значением каждого Человека, сама сцена-планшет — все словно подернуто пеплом или пылью. Здесь именно цвет, делающий ужасное обыденным, повышает накал восприятия спектакля о неприкосновенности и уникальности жизни каждого.

Сцена из спектакля «Ужасная миссис Мэрфи».
Фото — Юрий Шпаков.

 

«Особый приз жюри» заслужил симбиотический спектакль Театра Руслана Вольфсона (Израиль) и ТО «Тарабумб» из Москвы. «Ужасная миссис Мэрфи» режиссера Ольги Шайдуллиной вызвала восторги у солидных профессионалов не только тем, что заглавную роль исполнило… анимированное изображение Мэрил Стрип, но и той удивительно живой, естественной стихией детской игры, что присуща Вольфсону, а теперь, оказывается, и его партнеру по спектаклю Антону Калипанову (ТО «Тарабумб»). Оба актера, исполняющие роли мальчишек, оснащенных куклами — героями популярных марвеловских супергероев — и в качестве наказания отправленных родителями в библиотеку, живут прямо на сценической площадке. Изображение кинозвезды, играющее роль строгой библиотекарши, возникает на экране комьютера, стоящего на трансформирующемся стилизованном библиотечном каталоге (художник Карина Автандилова), ящики которого в нужный момент открывают других кукольных персонажей истории (младших братьев героев) или выносят электронные допуски к библиотеке. Когда на экране отсутствует миссис Мэрфи, там могут возникать интерьеры и пейзажи, обозначающие место действия. Внедрение в «игровое поле» компьютера, поиск способов использования его возможностей в театре — один из ярких признаков Театра Вольфсона. Хотя резиновые сапоги, обозначающие приятелей главных героев и во множестве сбегающиеся на их зов, а также собранное из пластиковых водопроводных труб средство уничтожения врага, стреляющее картофелем, тоже обладают незабываемым эффектом.

Сцена из спектакля «Камень и Соломинка, или Силлогизмы Гордея Иваныча».
Фото — Юрий Шпаков.

 

Гран-при фестиваля — это победа в номинации «Лучший спектакль». Главным победителем III «Балтийского кукловорота» стал спектакль «Камень и Соломинка, или Силлогизмы Гордея Иваныча» режисера Владимира Моргачёва и столичного негосударственного Театра кукол «Шутик». В постановке на сложную тему взаимоотношений человека и Бога, рассказанной всего тремя актерами в сопровождении живого исполнения фольклорных песен (актриса Алевтина Попова — ученица Дмитрия Покровского), задействуются планшетные куклы и куклы-марионетки. Камерный спектакль имеет три (!) плана. Два из них — материальнее некуда. На переднем, несколько заниженном по сравнению с глубинным, — кладбище, на котором один за другим остаются близкие главному герою люди. На заднем — дом Гордея Иваныча, где он спит, выпивает с соседом-могильщиком, пускается в критические рассуждения о Боге. Средний план так и хочется назвать божественным: именно там появляется «спасительная соломинка», а точнее девочка Маша по прозвищу Соломинка, странница и обладательница двух верных спутников — собаки Георгия и кошки Серафимы. Лишь ночь переночует она у сомневающегося в Боге Гордея, вышедшего проводить ее утром из дома, который в этот момент обрушится в никуда прямо на глазах зрителей. И тогда спасенный Гордей Иваныч примет решение бросить свою деревню и оставленное братом наследство, решит пойти странствовать вместе с Соломинкой. Крохотная куколка Гордея (на среднем опять-таки плане) зацепится деревянной ладошкой за рамку, в которой закреплены Соломинка, Георгий и Серафима, и, кинув прощальный взгляд на дорогую ему родную землю, полетит, сам не зная куда. А вокруг знай себе шумят гигантские мертвые зонтики сухой травы…

Сцена из спектакля «Калинка-малинка».
Фото — Юрий Шпаков.

 

Среди прочих спектаклей из Петербурга («Биба. Про Сашу Блока», «Театр без занавеса», режиссер Юлия Морева), Тулы («Приключения 13-ти чемоданчиков», Тульский государственный театр кукол, режиссер Александр Анферов), Кургана («История одной встречи», Курганский театр кукол «Гулливер», режиссер Надежда Мошкина), Луганска (ЛНР), Донецка (ДНР), Рыбинска, не вошедших в число победителей, но традиционно отмеченных особыми формулировками в дипломах участников, на мой взгляд, заметными были несколько. Донецкий республиканский академический театр кукол привез спектакль-концерт «Калинка-малинка» (режиссер Борис Чернышов), в котором использованы, пожалуй, все виды объемных кукол: ростовые, перчаточные, марионетки, тростевые, планшетные. Оформление спектакля — и визуальное, и музыкальное — основано на том, что давно для всего мира является «визитной карточкой» России. Узоры Гжели, Хохломы, павловопосадские платки, цыганские напевы, ансамбль «Березка», Петрушка, скоморохи со своим вечным медведем, классическая и фольклорная музыка — все это пропущено через сегодняшний день, иронично стилизовано, аранжировано, обращено к современности, вынесено к зрителю «4+», для которого язык спектакля доступен и понятен.

«Детским» подходом к созданию спектакля обратила на себя внимание и постановка «Серебряное копытце» (режиссер Людмила Федорова) Рыбинского театра кукол, отмеченная дипломом с формулировкой «За сценическое воплощение волшебства». Сказ Бажова материализован бережно, с доброй, продуманной эстетикой чуда. Качающиеся от ветра тени деревьев на первом ряду кулис, забавные мыши, провоцирующие кошку Муренку, волшебный олешек, выбивающий копытом яркие огни самоцветов, смена вида кукол главных героев в зависимости от происходящих событий и перспективы, привлекают, захватывают внимание юных зрителей, по определению ждущих от театра чуда. Впрочем, забавных чудес ждут от детских спектаклей порой и взрослые. Именно они первыми реагируют на развеселую компанию блошек, прибывающих на именины Мухи-Цокотухи верхом на белой собаке в спектакле «Муха-Цокотуха. Насекомо-party» (режиссер Валерий Середа) Луганского академического театра кукол. Куклы, играющие блошекдарителейсапожек, неожиданно выскакивают из куклы собаки целым цыганским кагалом, танцуют и поют, производя невероятный шум на потеху прочим мушиным гостям и целому зрительному залу. Номер луганчан был также отмечен жюри в формулировке диплома.

Эпидемиологические и экономические реалии окончательно сформировали периодичность «Балтийского кукловорота»: если первые два фестиваля прошли друг за другом (в 2019 и 2020 годах), то третий случился лишь после двухгодичного перерыва. Столько же придется теперь ждать и уже заявленного четвертого «Кукловорота», который назначен на 2024 год. Президент фестиваля, худрук Театра драмы и кукол «Святая крепость» Юрий Лабецкий, не унывает и считает двухгодичный «антракт» вполне уместным. Во-первых, даже при госфинансировании, поддержке фестиваля Ленинградской областью, UNIMA и государственными учреждениями и частными компаниями, на инициатора — небольшой выборгский театр, уже третий раз легла невероятно сложная организационная работа по приему огромного числа гостей и показу множества разноформатных постановок. Согласитесь, что выдержать в течение недели ежедневный показ восьми спектаклей (каждый спектакль играли дважды — для зрителей, а затем для участников фестиваля) — солидная амортизация любого театра… Во-вторых, «Балтийский кукловорот» невольно становился бы конкурентом КУКARTа в борьбе за участников. Увы, нынче ежегодно разъезжать по фестивалям (по разным причинам) может позволить себе не каждый коллектив, особенно негосударственный… А «Кукловорот» с одинаковым пиететом относится как к казенным, так и к негосударственным коллективам, как к большим, так и к малым театрам.

Ссылка на источник: https://ptj.spb.ru/blog/baltijskij-kuklovorot-proshloe-i-nastoyashhee-bo...