«Мой бедный Марат»: путешествие в прошлое бывает мучительным

В среду, 18 января, в день 80-й годовщины прорыва блокады Ленинграда театр «Святая крепость» состоялся спектакль по известной пьесе советского драматурга Алексея Арбузова «Мой бедный Марат».

 

В январские дни 1943 года в результате наступательной операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке авиации и сил Балтийского флота после кровопролитных боев соединились в районе Шлиссельбурга и берега Ладоги. Блокада Ленинграда была прорвана. До полного снятия блокады и освобождения всей Ленинградской области оставался еще долгий год.

«Мой бедный Марат» - это грустная история о дружбе и любви двух юношей и девушки, которая началась в блокадном Ленинграде. Они сумели не только выжить в те страшные годы, но и сохранить любовь.

Накал страстей героев усиливает необычное прочтение пьесы Арбузова режиссером спектакля. В своей постановке худрук «Святой крепости» Юрий Лабецкий отправляет Марата Евстигнеева (Антон Косолапов) на «волне его памяти» из современности в 40-50-е годы. Эффект совмещения на сцене прошлого и настоящего, как путешествие во времени в воспоминаниях главного героя, усиливает восприятие зрителями его переживаний. Воспоминания оказываются мучительными, поскольку ничего уже нельзя исправить. Это не просто ностальгия по ушедшей юности, это тоска по несостоявшейся любви. Марат осознает, что виной этому является только он сам. Благородный и сильный, он оказался неспособным сделать счастливой Лику (Галина Басырова), которая много лет любит и ждет его, но живет из чувства жалости с нелюбимым человеком – Леонидиком (Владимир Павлухин).

Молодому зрителю, возможно, не всегда понятны идеологически выдержанные советские клише в диалогах героев. Ведь они – строители коммунизма, верившие в «светлое будущее». Хотя по-человечески гораздо важнее, что Марат, Лика и Леонидик -  поколение победителей в той страшной войне. Но искренность их чувств наверняка будет близка и нынешней молодежи. А старшее поколение, наоборот, поностальгирует от характерного для того времени языка пьесы и, конечно, от наивности и чистоты помыслов героев.