«Неба в алмазах» для дяди Вани не будет

В пятницу, 3 марта, театр «Святая крепость» покажет спектакль «Дядя Ваня». Постановка по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова сделана художественным руководителем театра Юрием Лабецким. Премьера состоялась осенью прошлого года.

 

В центре сюжета - провинциальная русская интеллигенция конца 19-го века с характерной для чеховских героев неудовлетворенностью собой и с любовными треугольниками.

«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего», - восклицает в какой-то момент в отчаянии  дядя Ваня.

Отрадно, что Иван Петрович Войницкий – дядя Ваня (заслуженный артист России Евгений Никитин) это понимает. Но, увы, забвение от несчастной любви он находит традиционно российское – в пьянстве. А также в странной, на первый взгляд, забаве со стрельбой по живой мишени – в обедневшего помещика Телегина (Вячеслав Леонтьев).

Заметим, нестарого еще Войницкого Чехов называет именно дядей Ваней. Очевидные страдания и бескорыстие главного героя оставляют равнодушной его пассию. И в самом деле, какие у него шансы заслужить ответное чувство у молодой и красивой Елены Андреевны (Дарья Цимбал) – второй жены профессора Серебрякова (Максим Гладков)! Когда-то она, видимо, любила харизматичного мужа, не по расчету вышла замуж за уже стареющего Александра Владимировича. Хотя не факт. А теперь просто терпит, но хранит ему верность. Да и сам Иван Петрович раньше боготворил его. Впрочем, как и его мать  - Мария Васильевна Войницкая, бывшая теща Серебрякова (заслуженная артистка России Тамара Белова). Но с возрастом Серебряков превратился в самодура и тирана, которого с трудом выносит даже его дочь от первого брака Соня (Евгения Смирнова). А Войницкий просто возненавидел. Немного разряжают напряженную атмосферу в доме остроумные реплики старой няни Марины (Ольга Гурина).

А еще к ним в гости «по работе» ходит усталый доктор Астров (Антон Косолапов). Циник по характеру и профессии, он пытается соблазнить Елену Андреевну. Или же он все-таки любит ее? Правда, ухаживает так странно, что она не понимает его неожиданных поступков и идей. И, на всякий случай, считает благоразумным не изменять мужу. В итоге второй и более реальный претендент на симпатии холодной красавицы тоже терпит неудачу. А тут еще по ходу действия оказывается, что и Соня безнадежно влюблена...

Напомним, что Чехов был по образованию врач, и, как хороший доктор, разбирался не только в лечении физических недугов. Любовные переживания прописаны автором тщательно, а образ Астрова вообще сделан с очевидным знанием дела.

Мастер афоризмов, Антон Павлович вкладывает в уста персонажей невеселые размышления. Тоска от бесцельно проходящей жизни, осознание бессмысленности своего существования и ностальгия по прошлому, в котором было что-то хорошее – лейтмотив диалогов. В России не очень-то повеселишься. Герои в финале расстаются с иллюзиями, но еще надеются «увидеть небо в алмазах».

В спектакле Юрия Лабецкого есть несколько необычных ходов и решений, которые зрителю любопытно будет увидеть для осмысления драмы этой большой, но не очень дружной семьи.