Газета "Выборг"
Спектакли или даже гастроли коллективов из других городов на сцене театра драмы и кукол «Святая крепость» – явление нередкое. А вот приезды будущих молодых актёров, заканчивающих творческие вузы и готовящихся вступить в большую сценическую жизнь, случаются, увы, крайне редко.
О том, что мы практически незнакомы с этим творческим потенциалом, говорили зрители, которые посетили в канун Международного дня защиты детей спектакль студентов четвёртого, выпускного, курса Школы-студии МХАТ «Секрет би-дуби-бу». Успех воспитанников одного из старейших и престижных творческих вузов страны – абсолютный и заслуженный, на овации зрители (и взрослые, и школьники) не поскупилась.
Выборгским театралам, безусловно, повезло. Ведь этот курс, уже третий, набранный заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, профессором Виктором РЫЖАКОВЫМ, считается одним из самых талантливых за последние годы. Неслучайно билеты на студенческие постановки (в активе студийцев 12 дипломных спектаклей) в Москве расходятся мгновенно, как горячие пирожки. Репертуар радует многообразием выбора, что позволяет молодёжи сполна проявить свой потенциал: спектакли по произведениям Андрея Платонова, Шарля де Костера, Рэя Брэдбери, фантазии по «Евгению Онегину» Пушкина… В этом ряду «Секрет би-дуби-бу» можно назвать наиболее простой (условно, конечно) работой, которая отличается тем, что у неё нет автора. Точнее, автор коллективный – сами студенты.
– В рамках экзамена по вокалу наш преподаватель Татьяна БУРЕЛЬ предложила подготовить детскую терапевтическую оперу. Тема была сформулирована очень интересно, и мы принялись за работу, придумывали текст и музыку. Вначале остановились на электронной, сами сводили на телефонах. Потом Виктор Анатольевич Рыжаков предложил сыграть самим, – говорит студент 4 курса Школы-студии МХАТ Константин ФРИДОВСКИЙ. – Спектакль интересен тем, что он именно наш, придуман от начала и до конца, предназначен для семейного просмотра. Но темы, которые он поднимает, интересны и взрослым. Мы в игровой форме размышляем о семейных трудностях, о взаимоотношениях детей и родителей, пытаемся покопаться в этом непростом материале, хотя и в лёгкой форме.
Пять коротких музыкальных историй, по задумке режиссёра Татьяны Бурель и молодых актёров, носят лечебный, терапевтический характер. Ведь и о сложных, на первый взгляд, вещах можно рассказывать легко и увлекательно. Ну, а дети вообще не любят занудных нотаций, неважно, в каком виде они подаются: лекции или спектакля. Зато и малыши, и школьники с удовольствием будут наблюдать за приключениями, например, кенгурёнка Джимми в исполнении Константина Фридовского. Джимми, решив, что мама с папой любят его меньше, чем младшую сестру, обиделся и ушёл из дома. Пережив ряд перипетий, звёрек поумнел и вернулся, поняв, что совершил глупость, а родители любят его никак не меньше сестры. Ситуация не такая уж редкая, что подтверждают детские психологи. В постановке период взросления героя занял 10 минут, в жизни он может длиться годами.
– Зрители приходят в театр, желая отдохнуть и на время отвлечься от насущных проблем и забот. И мы как актёры им в этом помогаем, погружая на время в другие миры, – рассуждает выпускница Школы-студии МХАТ этого года Анна ЗАТЕЕВА. – В этом и состоит терапевтический момент работы артиста. Спектакль рождался непросто, всё же мы готовили сразу пять историй, которые затем сводили воедино. Не обошлось без споров, но в итоге получилась хорошая, интересная работа. Постановка нравится публике, нас всегда хорошо принимают, поклоны длятся по несколько минут. Наш опыт можно назвать активным взаимодействием с маленькими зрителями, которые охотно принимают своего рода совместную игру. А взрослые, уходя после просмотра, возможно, вспоминают своё детство и понимают, что в чём-то были не правы. Или, наоборот, что где-то неверно повели себя уже в семейной жизни в отношении детей.
Анна Затеева играет балерину, которая высокому искусству предпочитает панк-рок. И дружит с ежами-панками. Они, может, и бунтари по натуре, но в душе очень добрые и милые ребята. Конечно, дружба – великое дело, но семья – прежде всего. К такому выводу приходят ежи с балериной, наверняка с ними согласны и зрители.
Отдельно нужно отметить музыкальное оформление спектакля. Студийцы не только выступили в качестве композиторов, но и сами исполнили все инструментальные партии, от пианино до саксофона, от ударных до синтезатора. Атмосфера эдакого гаражно-подвально-квартирного бэнда буквально пропитывает зрительный зал, который уже через несколько минут оказывается во власти московских лицедеев.
После выступления в Выборге без пяти минут выпускники отправились в Санкт-Петербург. Также в планах гастролей – Казахстан, Южно-Сахалинск. Кочевая жизнь для студийцев не в новинку. Они за период учёбы успели побывать во многих местах России и странах бывшего СССР.
– Благодаря фестивалю «Балтийский кукловорот» (этот театральный праздник состоится в сентябре на базе «Святой крепости» – С.К.) мы приехали в Выборг, – рассказывает директор Учебного театра Школы-студии МХАТ Светлана РУССКИХ. – «Би-дуби-бу» показывали, как минимум, в 15 городах. Постановка действительно очень интересная и не только потому, что сейчас вообще редко ставят детские музыкальные спектакли, в том числе и в Москве. Большая заслуга в успехе педагога и режиссёра Татьяны Бурель. И, конечно, нельзя не отметить наших студентов. В июле они получат дипломы, но уже сейчас многие из студийцев играют в столичных театрах и снимаются в кино. Как правило, не менее 90 процентов наших выпускников вливаются в московские труппы.
Наблюдая за лёгкой, искромётной, гармоничной игрой москвичей, оставалось только сожалеть, что скоро этот замечательный выпуск разойдётся по разным театральным коллективам, и у каждого молодого актёра будет своя сценическая судьба. А ведь, наверное, на базе курса можно было попробовать создать и свой театр. Хотя сложно стопроцентно гарантировать, что в таком случае всё сложилось бы удачно. Достаточно вспомнить историю создания и кончины проекта «Современник-2».
Но не будем о грустном. Выборгская публика получила истинное наслаждение от знакомства с воспитанниками знаменитой школы-студии МХАТ, что было подтверждено аплодисментами и криками «Браво!». Пожелаем представителям нового поколения отечественного театра удачи, хороших ролей и творческой востребованности.
Сергей КАРСАКОВ
Ссылка на источник: https://gazetavyborg.ru/news/kultura/moskovskie-studiytsy-stali-terapevt...