Посмотреть в Петербурге самые разные постановки по одной из самых востребованных чеховских пьес ныне можно не менее, чем в пяти городских театрах. Своими «Дядями Ванями» по праву гордятся Театр им. Ленсовета, «Приют комедианта», МДТ-Театр Европы, Александринский театр и Театр на Васильевском, в преддверии официального начала фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Исаака Шварца, принявший на своей сцене коллег из Ленинградской области. 12 июня возможность выбора «своего» варианта «Дяди Вани» у петербургских зрителей хоть и на один вечер, но увеличилась за счет шварцевского фестиваля.
Одноименный спектакль был поставлен режиссером и худруком «Святой крепости» Юрием Лабецким еще осенью минувшего года. С тех пор постановка окрепла, артисты «обжили» свои роли и придуманный творцами сценический мирок типичной дачи начала прошлого века, где полы устланы половиками, где утром и вечером все собираются за общим столом, на котором пыхтит самовар, а рояль – такая же обязательная часть интерьера, как венские стулья или керосиновая лампа (сценография Юрия Лабецкого и Марины Суровенковой). Однако требовать от спектакля «чеховской буквы», по-прежнему, невозможно: в основе сценической истории Лабецкого лежит текст экранизации пьесы, сочиненной кинорежиссером Андреем Кончаловским. Тем не менее, жесткой истории Кончаловского, сопровожденной в кино не менее жесткой, безжалостной музыкой Альфреда Шнитке, зритель тоже не увидит. История, расказанная Лабецким, другая.
Понимание ее смысла и глубины приходит во многом благодаря тому, что она пронизана глубоко лиричной музыкой Исаака Шварца (запись исполнения Алексея Гориболя и Рустама Комачкова). Именно музыка помогает понять, что трагедия типичного отечественного интеллигента, «дяди вани», жаждущего признания за свой ежедневный малый труд, мечтающего о любви, навстречу которой он не сделал ни шагу, тратящего свой личный человеческий свет разума на ерунду, но даже не пытающегося что-то изменить в своей бесполезной, рутинно ленивой жизни, требует не обвинения, а отеческой жалости к неразумному дитяте земли русской. «Не трогайте меня, и я вас не трону. Любите меня и я вас полюблю» – такова философия мелочного дяди Вани в исполнении Евгения Никитина. Да, он завистлив этот Ваня, презирающий всех и вся, мельтешащий по дому без дела, сшибающий на своем пути разные предметы, бесконечно сетующий о несделанных делах и нереализованных мечтаниях. И он жалок в пафосе своих речей, в своих бесплотных идеях, в нерешительно изящной аристократичности, диссонирующей с мужицким обликом живущего подлинной, красивой и деятельной жизнью доктора Астрова-Антона Косолапова. Настоящий оплот духа здесь – доктор, человек дела, обладающий множеством недостатков, лишенный явной внешней привлекательности, но твердо стоящий на земле, на которой живет. А вот «лестница в небо», сплетенная из эфемерных желаний дяди Вани и домотканных половиков домашнего рая, внезапно может оборваться, обрушив связь реальности и желаемого… История выборгского «Дяди Вани» – это история краха ничем не подкрепленных амбиций, трагедия тех, кто более, чем совершать поступки, любит говорить о них. Трагедия людей несостоявшихся, таких, как и закомплексованная, юродивая Соня (Евгения Смирнова), исполненная комичной возвышенности приживалка мадам Войницкая (Тамара Белова) или «искусственная» Елена Андреевна (Дарья Цимбал), побоявшихся «шагнуть за порог дома, где чай – в восемь утра, а обед – в час», но оправдавших себя тем, что они остались непонятыми, «лучшими» и неоправданно недооцененными. Дядя Ваня – символ этой странной, неизвестно чем и зачем существующей общности. Этакая история про бесполезных «людей с хорошими лицами», которой не откажешь в вечной актуальности... Кто их пожалеет? Капризный Серебряков-Максим Гладков, да старая нянька Марина-Ольга Гурина, и те заняты чем-то… Некогда им жалеть! На безоговорочную жалость способна только высшая сила, только она способна призреть сирых сих. В ее роли и выступит сам режиссер, озучивающий чарующим голосом, под небесную музыку Шварца, монолог про небо в алмазах. Он обещает мятущемуся и страдающему от собственной бездеятельности жалкому Ване небесные кущи и райское счастье. Но в другой, неземной жизни…
…Что же касается фестиваля Шварца, то он идет своим чередом: в кинотеатрах Angleterre Cinema Lounge и «Аврора» еще можно увидеть фильмы Сергея Соловьева, частью которых является божественная музыка Шварца, а 29 июня в Малом зале Филармонии имени Д.Д. Шостаковича в исполнении з.а. России Алексея Гориболя (фортепиано) etc прозвучит музыкальная программа «Мелодия белой ночи», составленная из самых разных произвежений гениального композитора, в том числе и тех, что вошли в музыкальную партитуру выборгского спектакля.