Перейти к основному содержанию

Газета "Выборг"

воскресенье, 17 июля, 2022

В большинстве театров сейчас каникулы. Но труппе «Святой крепости» пока не до отдыха – в Выборг приехала творческая Лаборатория по современной драматургии Государственного Театра Наций. Времени на работу отпущено мало, а успеть нужно много. В этом и заключается суть проведения Лаборатории.

Это уже второй приезд Лаборатории в «Святую крепость». Предыдущие визиты оказывались весьма эффективными. В результате сотрудничества с Государственным Театром Наций в репертуар выборгского коллектива вошли такие работы, как «Тестостерон», «В тени виноградника», «Бесконечный апрель».

Лаборатория является частью проекта, курируемого федеральным министерством культуры. А сам проект – это совместная программа минкульта, Театра Наций и Благотворительного фонда народного артиста России, художественного руководителя Театра Наций Евгения МИРОНОВА.

В течение пяти дней, начиная с понедельника, актёры «Святой крепости», разделившись на группы, под руководством не известных им режиссёров репетируют две заранее отобранные примерно из 50 предложенных вариантов пьесы. Автор одной из них («Дуры мы, дуры»), Дамир САЛИМЗЯНОВ, охарактеризовал свою работу как «женскую новогоднюю сказку с судьбой». Её сценическим воплощением занимается главный режиссёр Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова, обладатель специального приза жюри Национальной театральной премии России «Золотая маска» Владимир ЗОЛОТАРЬ.

Художественный руководитель Астраханского драматического театра, заслуженный артист РФ, лауреат «Золотой маски» Александр ОГАРЁВ репетирует комедию французского драматурга Жан-Клода Каррьера «Терраса» (перевод Ирины МЯГКОВОЙ).

Так как не все актёры будут задействованы в этих двух работах, то оставшаяся часть труппы находится в распоряжении петербургского режиссёра Елены ВЕНЗЕЛЬ, которая вне рамок Лаборатории делает эскиз спектакля по пьесе Елены ЕРПЫЛЁВОЙ «Жалкие».

Что значит эскиз? Очевидно, что создать за пять дней (завтра уже пройдут прогоны, а в воскресенье и понедельник – показы на публике), полноценный спектакль невозможно. Потому актёры и режиссёры делают только эскиз, набросок возможного будущего спектакля. Конечно, это сложно, учитывая, что и актёры не знают манеру работы постановщиков, и режиссёры не знакомы с артистами. Но такова технология работы в лабораторных условиях. 

Эскизы создаются буквально с листа, времени на раскачку нет – темп, темп! Этим Лаборатория и интересна. А позже худсовет «Святой крепости» в содружестве со зрителями решит, стоит ли брать эскиз-набросок спектакля в работу или можно про него забыть и больше не вспоминать.

– Как директор театра я заинтересован в том, что наш театр не тратит деньги на этот проект, затраты берёт на себя Театр Наций. Ведь когда приглашаешь неизвестного режиссёра и заключаешь с ним договор, трудно сказать, чем это может закончиться, возможно, и неудачей. А форма эскиза-спектакля, который после рассматривается и дорабатывается, и позже, возможно, войдёт в репертуар театра, для нас интересна. Кроме экономического интереса, есть и творческий. Лаборатория – своего рода встряска для актёров. За короткий срок, пять дней, нужно сконцентрировать все свои силы, создать образ. Потому это замечательная идея, которая позволяет театру не замирать и развиваться, – говорит художественный руководитель и директор «Святой крепости», заслуженный деятель искусств России Юрий ЛАБЕЦКИЙ. 

Юрий Лабецкий: Лаборатория позволяет театру развиваться

– Театр «Святая крепость» известен, он существует на театральной карте России. Многие театры не существуют, а живут какой-то своей внутренней жизнью. Юрий Лабецкий создал коллектив, который знают и любят, который не боится пробовать и экспериментировать, он открыт, не существует внутри себя, – не скрывает своего расположения к выборгскому театру арт-директор Лаборатории, театральный критик Олег ЛОЕВСКИЙ.

По мнению Олега Соломоновича, проект Лаборатории полезен для театров. Это и знакомство с пьесами современных драматургов, и сотрудничество с режиссёрами, которые при других условиях, возможно, никогда бы не встретились именно с этой труппой. Актёрам предоставляется возможность попробовать себя в неожиданных амплуа, раскрыться по-новому.

Олег Лоевский: театр "Святая крепость" открыт, он не существует внутри себя

– Артист за пять дней работы над постановкой не успевает распределить свои актёрские штампы, играть приходится на энергии импровизации, что полезно для тренинга. Интересно попробовать себя в условиях Лаборатории и административным службам театра. Да и зритель встречается с чем-то новым для себя, – рассказывает арт-директор Лаборатории. 

Куратор программы по поддержке театров малых городов России Государственного Театра Наций Елена НОСОВА осветила детали федеральной программы:

– Это, прежде всего, фестиваль театров малых городов России, победители которого приезжают в Москву и показывают свои спектакли на сцене Театра Наций. Также в программу входят выездные творческие Лаборатории с участием столичных педагогов, режиссёров, критиков. Лаборатории проходят 6-7 раз в год в разных российских регионах. В России насчитывается 647 профессиональных театров, около 200 из них работают в малых городах и областных центрах.    

Фестиваль театров малых городов России проходит в разных городах нашей страны. Нынешний 19-й смотр состоялся в Нижнем Тагиле. Елена Носова не исключает, что когда-то театры из небольших российских городов соберутся и в Ленинградской области

Сергей КАРСАКОВ

Ссылка на источник: https://gazetavyborg.ru/news/kultura/tvorcheskaya-laboratoriya-vstryaska...