Газета "ВЫБОРГ"
В июне исполнится 225 лет Александру Сергеевичу Пушкину. И ради юбилейной даты, и в знак огромного уважения к творчеству гения многие отечественные театральные коллективы или инсценируют сочинения нашего великого соотечественника, или ставят его драматургические произведения, или выпускают спектакли, в которых так или иначе присутствует Пушкин. Выборгский театр драмы и кукол «Святая крепость» выбрал третий вариант.
Приглашённый режиссёр Каро БАЛЯН, известный по работам и на российских, и на зарубежных подмостках, обратился к пьесе драматурга Михаила ХЕЙФЕЦА «Спасти камер-юнкера Пушкина». Каро – востребованный постановщик, его работы известны не только в Армении, откуда он родом, но и в российских театрах. Петербургские поклонники Мельпомены имели возможность оценить стиль режиссёра, посетив Александринку или ТЮЗ имени Брянцева. Ближайшие полтора года у мастера расписаны, но он нашёл возможность уделить «Святой крепости» чуть больше месяца, за который и выпустил премьеру.
– Это нормальный срок для подготовки спектакля. Многое зависит от актёров, наличия свободных дней, от интереса к совместной работе. Выборгская труппа мне очень нравится, артисты ещё не успели испортиться, – шутит режиссёр. – Произведение нас зацепило, а это самое главное. Я родился в СССР, нас, конечно, учили, что «Пушкин – это наше всё». Но мой спектакль не просто о Пушкине, а о любви. Это главное не только в творчестве, а в жизни, в мире.
Формально Пушкина как персонажа, в пьесе нет. Да и как это может быть, если действие происходит в советское время и охватывает период от развитого социализма до перестройки. Тем не менее Александр Сергеевич присутствует на сцене зримо и незримо в воспоминаниях главного героя Михаила Питунина и в его видениях. Так уж получилось, что поэт ворвался в жизнь Михаила ещё в глубоком детстве, только это его совсем не обрадовало. Наоборот, необходимость любить и почитать и самого автора, и его творчество выработало у молодого человека чуть ли не отвращение к личности великого соотечественника.
В отличие от своего персонажа, актёр Максим ГЛАДКОВ Пушкина боготворит сызмальства. Ещё в четыре года наизусть читал вступление к поэме «Руслан и Людмила» – «У лукоморья дуб зелёный…». Гибель поэта переживает как личную трагедию и считает, что ее можно было избежать.
– Не спасли Пушкина, не уберегли, потеряли гениального, великого человека! В 37 лет не на войне, а на дуэли, по сути, из-за ерунды. Мы и теперь часто надеваем на глаза шоры, идём своим путём, не замечаем, что рядом человек, которому нужна помощь, не обращаем внимания на его проблемы, – с сожалением замечает Максим.
Его герой пришёл к такому выводу не сразу. Пушкина он учил вынужденно, без всякого удовольствия. Да и не один такой он был в СССР. Разве мало тех, кто от силы мог вспомнить пару строчек из стихотворений, вызубренных в рамках школьной программы, зато при случае гневно вопрошал: «А кто виноват? Пушкин?» Неожиданно Михаил уяснил для себя, что знание литературы, во всяком случае, того, что создал первый поэт России, не просто выдаёт образованного человека, но даже сулит определённые преференции. В этом Питунин убедился и в послешкольной – армейской и в последующей жизни. В произведении Хейфеца много юмора, иронии, но, конечно, не в адрес классика. Гений воспринимается через призму восприятия типичного питерского пацана, от имени которого ведётся рассказ.
Юмор, ирония, пацан остались и в спектакле. Прекрасно ведёт свою роль Максим Гладков, вместе со зрителями наблюдающий перипетии жизни Миши Питунина. Она, та жизнь, сохранилась только в пелене воспоминаний. Полупрозрачная занавесь, за которой проходят иллюстрации из прошлой жизни героя, разделяет сцену и точно даёт понять, что это уже было, а то, что сейчас, уже совсем другое, возможно, много хуже прежнего. Там, в глубинах памяти, остались и детский сад, и школа, и первый любовный опыт, и армия. А ещё учительница-мучительница (Елена КЕРЗИНА), туповатый замполит (Ильдар БАСЫРОВ), одноклассники с неоднозначной репутацией (Евгений КУЛИШ и Алексей МИРОШНИЧЕНКО)… Жизнь Пушкина постепенно становится для Питунина объектом изучения, а вопрос, «мог ли поэт остаться в живых или от судьбы не уйти?» едва ли не сводит Михаила с ума. Казалось бы, налицо ещё одна трагедия, но в режиссуре Каро Баляна это, скорее, напоминает трагикомедию. Зрители, прекрасно помнящие своё советское детство, наверняка останутся довольны. Спектакль смотрится легко, час с небольшим пролетает незаметно. А вопрос, тревожащий главного героя, вероятно, задаст себе немалая часть публики.
Сергей КАРСАКОВ
Ссылка на источник: https://gazetavyborg.ru/news/kultura/v-repertuar-svyatoy-kreposti-voshyo...