Газета "ВЫБОРГ"
Премьера спектакля «Тень» по одноимённой пьесе-сказке Евгения Шварца в театре драмы и кукол «Святая крепость» вызвала бурю эмоций у публики. Причины тому очевидны: высококачественный материал (как известно, классика не стареет) и яркая сценическая версия, предложенная режиссёром Евгением КУЛИШОМ.
Свой выбор постановщик как раз и объясняет актуальностью пьесы. Её Шварц писал на рубеже 30 и 40-х годов прошлого века. Какое это было время в стране, тогда называвшейся СССР, объяснять не нужно. Возможно, поэтому автор и охарактеризовал своё произведение как сказку, чтобы избежать претензий от бдительных цензоров, искусно завуалировав в произведении личные мысли о происходящем наяву.
Евгений Кулиш не сомневается, что «Тень», несмотря на прошедшие годы, совершенно не потеряла актуальности. Другое дело, что сценический язык той, уже далёкой поры современной публике, воспринимающей, скорее, внешнюю, а не внутреннюю сторону увиденного, не то, что непонятен, а мало интересен. Потому режиссёр предложил необычную форму подачи классического материала – панк-сказку. Красочные костюмы (художник Елизавета ЕГОРОВА), причёски персонажей, удивительно точно подобранный музыкальный ряд отсылают зрителя к панк-идеологии, главным принципом которой, как известно, является индивидуальная свобода. Как раз то, чего не хватает жителям маленького южного королевства, куда приезжает учёный-историк Христиан-Теодор (Арсений СТРАТИЧУК). К своему удивлению, он обнаруживает, что здесь сказка тесно переплетается с жизнью, на улицах необычной страны можно встретить Мальчика-с-пальчик, а Спящая красавица умерла совсем недавно. Зато в городском ломбарде подрабатывают оценщиками бывшие людоеды, например, журналист Цезарь Борджиа (Михаил НИКУЛИН) или хозяин гостиницы Пьетро (Вячеслав ГАЛЯТКИН).
Дмитрий Тумурук сыграл не просто злодея, а явление
Есть от чего прийти в изумление, следствием чего, вероятно, и стал поступок учёного: он посылает к своей возлюбленной, в которой подозревает принцессу, собственную тень. Христиан-Теодор пошутил, но Тень (Дмитрий ТУМУРУК) восприняла поручение совершенно серьёзно. И персонаж Дмитрия, наверное, должен быть благодарен своему хозяину.
– Мой герой молчал почти целую вечность и вдруг он начинает говорить. Он понимает, что слово – не просто способ обмена информацией, это ещё и инструмент для привлечения внимания, достижения цели. Он долго молчал, наблюдал, следил, подслушивал, изучил мир с тёмной стороны прежде, чем появиться в нём, – говорит актёр.
На удивление легко Тень, взявшая зеркальное отображение имени своего владельца и ставшая Теодором-Христианом, сделала карьеру, покорила принцессу, подчинила себе придворных. Как же ей это удалось? Как раз за счёт знания человеческой психологии, понимания, что у любого есть своя, нередко очень неприглядная теневая сторона, а бороться за свободу, пусть даже личную, способен отнюдь не каждый. Пожалуй, в панк-сказке, кроме самого Учёного, эта самая свобода нужна лишь дочке Пьетро Аннунциате (Мария СУВОРОВА). Она искренне влюблена в историка и так же искренне поражается его готовности взойти на плаху ради стремления к правде. Но плаха предназначена не только для Христиана-Теодора, но и для Тени. Ведь она лишь отображение человека, хотя, к сожалению, это не всегда и не всем понятно. Существующая реальность нравится немногим, но с ней приходится мириться, ведь покой, даже относительный, привлекательнее, чем борьба за свои права, бунт, не говоря уже о революции.
Потому Доктор (Антон РОДИОНОВ), когда-то открывший источник живой воды, но не выдержавший противостояния с чиновниками, махнул на всё рукой. Певица Юлия Джули (Елена КЕРЗИНА), проникшаяся симпатией к Учёному, в решающий момент предаёт его. Ну, а людоеды-оценщики не упустят момент «съесть» несчастного. И хотя все они убеждаются в ничтожестве Тени, но и за Христианом-Теодором, конечно, не пойдут. Компанию ему составит только верная Аннунциата.
Успех спектаклю обеспечил детально продуманный режиссёром актёрский ансамбль. Кроме уже названных персонажей, нельзя не отметить исполнительницу роли Принцессы Евгению СМИРНОВУ, а также Ольгу СМИРНОВУ и Виталия СТРАТИЧУКА, составивших запоминающийся комический дуэт Первого министра и Министра финансов. Возвращение Виталия в «Святую крепость» из далёкого Магадана стало подарком не только для художественного руководителя театра Юрия ЛАБЕЦКОГО, о чём он говорил в интервью перед началом сезона, но и, без преувеличения, для всех зрителей. Шут (очень любопытная безмолвная пластическая работа Ирины КОКРЕВОЙ) отсутствует у автора, но вполне уместен в спектакле, словно связывает перипетии развития постановки. «Тень» за короткий период (премьера прошла на прошлой неделе) дали уже три раза, на показы попали далеко не все желающие, и многие зрители говорят, что пойдут на спектакль ещё и ещё.
Сергей КАРСАКОВ
Ссылка на источник: https://gazetavyborg.ru/news/kultura/v-svyatoy-kreposti-postavili-vechno...